Фотообои – это широко известный вид отделочных материалов, изготавливаемый посредством технологии интерьерной печати. В отличие от обычных обоев, выступающих, преимущественно, в роли фоновой отделки помещений, фотопанно, наоборот, применяется как самостоятельный элемент декора. Это налагает на него особую ответственность:
- Графика должна быть безупречной, ведь с близкого расстояния отчётливо видна каждая деталь картинки.
- Необходимо, чтобы размер полотнища безукоризненно вписывался в габариты оклеиваемой комнаты. Любое отклонение может привнести дисбаланс в пространственное восприятие объекта.
- Материал просто обязан выдерживать высокие эксплуатационные нагрузки, особенно когда речь идёт о кухне или ванной. Стойкость к механическим повреждениям, влаге и выгоранию – основные показатели современных высококачественных фотополотен.
- Применяемые при печати краски должны соответствовать международным экологическим стандартам качества вне зависимости от того, какое помещение оклеивается: жилое или коммерческое. В этих целях используются безвредные экосольвентные, ультрафиолетовые или латексные чернила.
Именно поэтому лучшей альтернативой считается печать фотообоев под заказ. Данное решение позволит не только не ограничивать себя в выборе подходящего изображения и фактуры, но и принять непосредственное участие в творческом процессе и проконтролировать качество арт-панно на всех этапах производства, что просто невозможно сделать при фабричном методе изготовления. Сегодня этот сервис широко представлен в большинстве полиграфических фирм Москвы.
Разновидности фотообоев
Прогресс не стоит на месте, поэтому сегодня ассортимент обоев не ограничивается исключительно разнообразием графических решений. На сегодняшний день фотообои различаются:
- видом подложки, которое бывает бумажным, флизелиновым, тканевым и клеевым (для самоклеящихся моделей);
- материалом поверхностного слоя, в качестве которого применяется традиционная бумага или новейшие: винил повышенной прочности, акрил, флизелин, ткань, ПВХ-плёнка и гибкая штукатурка (для обоев-фресок);
- типом декоративной отделки поверхности. Она может быть гладкой или рельефной. Причём фактурные решения настолько разнообразны, что зависят лишь фантазии дизайнеров-технологов: от абстрактных крупно- или мелкозернистых рисунков до имитации фактур различных материалов (кирпича, камня, песка, кожи, штукатурки, дерева, художественных мазков и пр.);
- форматом полотнищ. Сегодня фотообои выпускаются в формате листов, рулонов или бесшовных цельных полотен. Такое многообразие даёт возможность подобрать наиболее оптимальный и удобный способ приклеивания.
В качестве дополнительной защиты обои могут ламинироваться матовой или глянцевой плёнкой или покрываться слоем специального акрилового лака на водной основе.
Ключевые этапы создания фотообоев по индивидуальному заказу
- Создание дизайн-макета, пожалуй, самая важная ступень на пути к идеальному дизайну.
Здесь важно подобрать фотопринт, подходящий не только по стилю и настроению, но и адаптивный под конкретное помещение, его размеры и освещённость. Многие полиграфические компании предоставляют услугу выезда на объект замерщика и профессионального дизайнера-оформителя. Это позволяет гармонично вписать фотопринт в любой интерьер. Эскиз тщательно прорабатывается графическими дизайнерами, подгоняется по параметрам и колористике, фрагментируется.
- Выбирается основание для печати – материал и фактура.
Чем плотнее его структура, тем легче монтаж и долговечнее само арт-панно. Лучше всего ориентироваться на плотность не ниже 230 г/м².
- Согласовывается тип чернил и цветопроба – пробная печать образца будущего изделия, дающая возможность оценить соответствие цвета ожиданиям и их сочетание с выбранной текстурой.
- Определяется необходимость постпечатной обработки (ламинирования) или постмонтажной лакировки.
И ламинат и лак бывают матовыми и глянцевыми. Матовое покрытие делает цветовую палитру глубокой и насыщенной, а также исключает эффект бликования даже при ярком освещении. Такой вариант особенно хорошо сочетается с классическими сюжетами и 3D-графикой. Глянец добавляет краскам яркости, но бликует вблизи направленных источников света. Глянцевые вариации чаще всего используются для современной графики: абстракций, постеров, граффити.
- Ну и, собственно, сама процедура печати, на которую заказчик уже никоим образом не влияет. После нарезки и упаковки в специальные тубы, ему остаётся только забрать готовые фотообои (если не предусмотрена доставка) и наклеить картинку на стену.
Фотообои и их монтаж
Монтаж фотообоев – процесс несложный, с ним вполне можно справиться самостоятельно и даже без привлечения сторонних специалистов. Однако незнание ряда технологических нюансов может привести к нежелательным результатам: испортить визуальное восприятие объекта, являющегося обычно средоточием внимания всего интерьера, и повлечь непредвиденные расходы.
Чтобы не допустить подобного исхода событий, необходимо изучить все аспекты технологии поклейки фотообоев и неукоснительно их придерживаться.
Особенности подготовки монтажной поверхности
- Рельефная фактура и плотное основание некоторых обоев позволяют пренебречь незначительной шероховатостью стен.
- Тонкие же полотнища и глянцевый эффект не простят даже малейшей неровности, поэтому стенку придётся покрывать выравнивающей финишной шпаклёвкой.
- При значительных деформациях и перепадах плоскости стены выравниваются штукатуркой.
- Симбиоз ультратонкого просвечивающегося полотна и светлого принта предполагает предварительное выравнивание оттенка подстилающей плоскости посредством её шпаклевания или окрашивания в тон будущих фотообоев.
Вне зависимости от состояния оклеиваемых стен и плотности применяемых обоев существует перечень обязательных подготовительных мероприятий:
- тщательная очистка поверхности от предыдущего покрытия, которое при неполном удалении рискует со временем отслоиться, проявиться под новыми обоями в форме ненужной выпуклости или в образе размытых красок от прежнего принта (из-за химического взаимодействия с клейстером);
- обработка противогрибковыми препаратами. Особенно актуально в отношении влажных помещений и перегородок с ними граничащих;
- покрытие специальной грунтовкой (желательно в два слоя) на основе акрила существенно улучшит степень адгезии материалов.
Какой клей лучше?
Для того чтобы фотообои прослужили долго, нужно правильно подобрать клеевой состав. И ключевым аспектом, влияющим на выбор, буден не стоимость, не марка и не страна происхождения клея, а его адаптивность с приклеиваемым полотнищем.
И это «жу», как утверждал жизнерадостный Винни Пух, неспроста! Компонентный состав клея, его плотность и густота рассчитываются под определённые нагрузки и свойства каждого конкретного материала. Согласитесь, что у бумаги и винила, к примеру, эти показатели очень разные. Если бумажные обои, наклеенные на виниловый клейстер, будут держаться очень крепко (максимум, что им грозит, это быстрое расквашивание из-за более жидкой формулы и, как следствие, трудность монтажа), то виниловые, приклеенные на клей, предназначенный для бумаги, просто рискуют съехать со стенки под воздействием собственного веса.
Несколько советов от профессионалов:
- Отдавайте предпочтение натуральным ингредиентам, т.к. входящий в смесь некоторых клеев растворитель может негативно сказаться на красках, размыв их в местах стыковых соединений. Не уверены? Проверьте небольшим мазком с лицевой стороны на незаметном участке будущего панно. Кстати, некоторые производители изготавливают специальный клейстер для фотообоев, не вступающий в реакцию с основными видами полиграфических чернил (например, KLEO-PHOTO).
- Резкий запах должен насторожить, это говорит о вхождении в рецептуру растворителей и прочих химических компонентов.
- Используя клей-индикатор (QUELYD-Индикатор, METYLAN-индикатор и др.), обратите внимание на то, чтобы цвет не ложился пятнами. Данная проблема свидетельствует либо о неоднородности замеса, либо о низком качестве самого клея.
- Добавляйте в клеевой раствор специализированные добавки против грибка и плесени (к примеру, QUELYD Система Антиплесень, MELLERUD, PUFAS) или применяйте клеи класса премиум, в их состав, как правило, входят противогрибковые компоненты (KLEO, METYLAN-Ультра и пр.).
Справедливости ради, хочется отметить отечественных изготовителей, чьё качество клея не уступает зарубежным аналогам, а цены при этом заметно ниже: «Кволити» («Quality»), «Бригадир», «Мастер» и другие.
Необходимый инструментарий
Для поклейки обоев потребуются инструменты и иной реквизит, которые целесообразно подготовить заранее:
- Клей.
- Кисти: широкая для нанесения клеевой массы на стены и полотно, узкая для проработки стыков.
- Емкость (ведро) для разведения клейстера.
- Пластиковая малярная ванночка.
- Ворсовой или поролоновый валик для клея, резиновый – для прикатки полотнища к рабочей поверхности. Последний можно заменить прорезиненным шпателем.
- Измерительные приборы: рулетка, металлическая линейка длиной не менее 50 см, строительный уровень.
- Простой карандаш.
- Канцелярский нож со сменными лезвиями и ножницы.
- Большая поролоновая губка и чистая влаговпитывающая безворсовая ветошь.
- Табурет или стремянка для работы на высоте.
Разметка и сегментирование
Самым оптимальным вариантом считается, когда фотообои идеально подогнаны под параметры стенки, на которой планируется их размещение. Однако это возможно исключительно тогда, когда они изготавливаются по индивидуальному заказу в специализированной полиграфической мастерской. Тогда фотопанно не просто безупречно ложится в заданное пространство, но и разбивка его на фрагменты сведена к минимуму, что изрядно облегчает процесс монтажа.
В остальных случаях приходится смириться с тем фактом, что фотокомпозицию придётся подгонять под особенности интерьера в целом и отдельной стены в частности:
- Если фото-панно меньше площади стенки, необходимо определить его центральную точку, оставив по периметру одинаковое расстояние;
- Если же наоборот панно превышает габариты рабочей плоскости, потребуется решить, какой частью рисунка можно пожертвовать и отрезать, не нарушив при этом целостность восприятия изображения.
Для начала нужно будет разложить на полу все части картинки, пронумеровав их на обороте.
Затем надлежит педантично распланировать месторасположение сегментов на монтажной поверхности в строгом соответствии с размерами и номером каждой секции. На этом этапе крайне важно вооружиться подготовленными ранее измерительными инструментами, чтобы фотопанно было расположено в соотношении с горизонтальной и вертикальной осями, это не допустит перекашивание изображения.
Оклеивание рекомендуется начинать с верхних срединных элементов композиции, поэтапно передвигаясь к периферии.
Как клеить фотообои
- Сначала клейстер наносится на оклеиваемую плоскость, немного выходя за рамки означенного контура. Затем, если это требуется, – на соответствующий разметке фрагмент фотополотна.
- Заготовка прикладывается к стенке и выравнивается в обозначенном секторе по горизонтали. Двигаясь шпателем (валиком) по направлению от центра к краям, полотнище разглаживается, параллельно из-под него выгоняются излишки клеевой массы и воздух.
- Затем по описанной схеме осуществляется соединение нижнего элемента картинки с верхним. При этом все детали графики точно совмещаются.
- В означенной последовательности приклеиваются все остальные сегменты.
- Следует избегать излишнего трения, способного повредить принт.
- Сушка проводится в естественных условиях, без сквозняков и искусственного нагрева.
Клеить встык или внахлёст, регламентируется изготовителями фотообоев. Определённо одно: никаких щелей или неокрашенных полей в местах стыковки деталей рисунка быть не должно. По окончании работ все стыки дополнительно прокатываются валиком.